ул. Плеханова, 4А

Ваш город
?

info@socialit.ru
+7 (495) 120-15-25 8 (800) 555-90-94

ИТ поддержка по всей России 24/7

Web3: мечты венчурных инвесторов или неизбежная реальность?

На прошлой неделе произошел целый ряд забавных событий так или иначе связанных с Web3. Бывший генеральный директор Twitter Джек Дорси высказал в своем блоге мнение, что сама идея Web3 — не более чем инструмент для венчурных капиталистов, не имеющий никакого отношения к «светлым идеям» о демократизации Интернета. В свою очередь, известный венчурный инвестор Марк Андреессен тотчас заблокировал Дорси у себя в Твиттере. Чуть позже Илон Макс написал, что, по его мнению, все, что связано с Web3 — это обычная маркетинговая шумиха, и сам он не понимает происходящего в некоторых кругах ажиотажа по этому поводу.

Слишком много информации появляется относительно идей Web3 буквально каждый день, и при этом многие все еще не понимают, о чем, собственно, идет речь.

И именно в этом кроется основная проблема. Концепция до того запутана и расплывчата, что даже сторонники этой идеи не могут прийти к единому мнению на счет того, что же такое этот Web3.

Немного истории.

Web1, также известный как Web 1.0, был Интернетом с зари его появления примерно до 2004-го года. Основной его особенностью была банальная недоступность высоких, на тот момент, технологий для широких масс пользователей. Сайтов были единицы, позволить их себе могли только очень продвинутые пользователи или крупные компании. При этом сами сайты использовали для работы обычную файловую систему, без каких-либо преобразований и привычных на сегодняшний день баз данных.

В целом, специалисты разнятся в точном определении что же такое web 1.0, часто просто указывая, что это «то, что было до Web 2.0».

Пришедший после 2004 года ему на смену Web 2.0 — это уже то, к чему мы привыкли сегодня. Именно он позволил осуществлять массовое взаимодействие между людьми. Главной его особенностью стала возможность простым пользователям самим создавать контент, при посредничестве крупных технологических компаний, имеющих полный контроль над этим контентом.

При этом, упомянутые компании предоставляют эту возможность не по доброте душевной, а с целью получения прибыли, посредством рекламы или монетизации огромных объемов собранных персональных данных.

Web3.

Web3 — это то, что по мнению многих энтузиастов должно прийти на смену нынешнему Интернету. И вот здесь начинаются разнотолки. Кто-то считает Web 3.0 «семантической сетью». Другие, пытаются приплести к нему не менее расплывчатую концепцию «метавселенной».

Наиболее четкое определение, которое можно сейчас составить, будет звучать примерно так: Web3 — это возможный будущий Интернет, в котором весь контент и данные будут регистрироваться в блокчейнах и доступны в одноранговых распределенных сетях, с целью демократизировать Интернет и передал власть в руки авторам контента, лишив корпорации и правительства контроля над этими процессами.

Если кому-то это показалось знакомым — не удивительно. Нельзя не заметить отголоски концепции Интернета на заре его появления во второй половине девяностых годов, когда первопроходцы мечтали о децентрализованной системе, управляемой самими пользователями.

Здесь концепция Web3 звучит как отличная идея, вроде бы возвращающая нас к тому доброму и светлому, с чего все пыталось когда-то начаться.

Но еще лучше, эта идея звучит для сторонников криптовалют, техно-либертарианцев и венчурных капиталистов, которые просто на просто ждут подходящего момента, чтобы сделать следующую крупную ставку.

Очевидные проблемы.

Каждый читатель, следящий за современными трендами в области высоких технологий, обращал внимание, как часто популярные в какой-то момент новые термины указывают на все более и более бессмысленные идеи и концепции.

Два самых модных и трендовых слова в high-tech сегодня — это «метавселенная» и «web3». Несложно заметить, что оба термина описывают гипотетические платформы, которых не существует на сегодняшний день, и, более того, нет никаких предпосылок того, что будут существовать хотя бы в течение ближайшего десятилетия. А то и никогда.

Люди говорят о Web3 не потому, что это действительно происходит сегодня, или должно начать происходить в ближайшее время. Они делают это только потому, что сами являются частью меньшинства с идеологической приверженностью идеалам новой концепции. Или еще проще — они просто хотят заработать много денег.

Технологические компании, которым удалось сделать правильную раннюю ставку, достигают в оценке невиданных масштабов. Так что вокруг всей шумихи, касаемо Web3, сейчас возникла острая конкуренция за то, чтобы перед следующим возможным большим событием оказаться в нужное время и в нужном месте.

Правда заключается в том, что навряд ли удастся заставить пользователей и компании участвовать в Интернете, основанном на блокчейне. Предпочтения большинства не являются какой-то тайной и отлично заметны уже сейчас.

Сегодня существует несколько децентрализованных социальных сетей, которые предлагают пользователям альтернативу сервисам, принадлежащим крупнейшим ИТ гигантам. Но общественность практически полностью игнорирует их, предпочитая продолжать проводить свое время в Facebook или WeChat.

Очевидно, что крупные компании не собираются переходить на идеи Web3 — такой переход сразу сказался бы на их прибыли. И это станет большим препятствием.

И здесь кроется еще один интересный момент. Инвесторы, которые сегодня вкладывают деньги в связанные с Web3 стартапы, хотят, чтобы эти стартапы стали серьезными крупными компаниями. При этом, в основе самой идеи лежит желание лишить крупные компании контроля над будущим Интернетом. Во всем этом видится ряд противоречий.

Люди вкладывают деньги для того, чтобы получить еще больше денег. Так что само-собой разумеющееся, что сила инвесторов будет направлена на извлечение из компаний прибыли, а не на гипотетическую передачу контроля пользователям.

Сторонники Web3, по их словам, хотят смоделировать всю сеть по образцу биткоина. При этом они упорно не хотят замечать, что сам биткоин очень далек от эгалитарности — недавнее исследование Baystreet показало, что примерно 0,01% держателей биткоинов контролируют 27% всего биткоина в обращении. Это делает биткоин экономику гораздо менее эгалитарной чем долларовая.

Почему Web3, скорее всего, не взлетит?

Одно дело, когда в Интернете работают отдельные сервисы, построенные на основе блокчейна. Совершенно другое — заменить всю существующую инфраструктуру. Если первое неизбежно, то последнее — крайне маловероятно.

Целей, которые ставят перед собой сторонники концепции Web3, практически невозможно достичь. При внимательном рассмотрении, становится понятным, что Web3 не способен предложить пользователям что-то настолько привлекательное, чтобы обеспечить массовый переход.

Также остаются без ответа вопросы безопасности — например, совершенно не ясно, как в децентрализованной сети Web3 защищать пользователей от мошенничества и преследований.

Люди привыкли к существующей системе, и совершенно не готовы что-то кардинально менять.

Вернуться к статьям

Смотрите также

Ваш город

Киров

?

Выберите ваш город

Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Екатеринбург
  • Краснодар
  • Челябинск
  • Ростов-на-Дону
  • Воронеж
  • Уфа
  • Волгоград
  • Казань