ИТ поддержка по всей России 24/7
Apple продолжает хитрить относительно своей политики конфиденциальности
Начать здесь следует с того, что, на счастье маркетологов, Apple, само определение конфиденциальности максимально расплывчато и не имеет четкой формулировки. Задав вопрос «что вы понимаете под конфиденциальностью» пенсионеру в Саратове и молодому человеку в Санкт-Петербурге, вы скорее всего получите очень непохожие ответы. За пределами России это понятие различается еще больше — в Европе и США очень ценят частную жизнь, но даже там люди подразумевают под этим термином совершенно разные вещи.
Все это связано с недавним решением Apple разрешить разработчикам программного обеспечения собирать информацию о пользователях своих устройств, несмотря на политику конфиденциальности компании, которая вроде бы позволяет заблокировать отслеживание, сбор или обмен данными.
Financial Times отметила, что таким образом Apple позволила сторонним компаниям собирать информацию о более чем миллиарде пользователей iPhone для целевой рекламы, разрешая тем самым гораздо более свободную интерпретацию изначально спорной политики.
В начале лета, Apple сообщила миру об изменениях в правилах для пользователей, запустив яркую рекламу. В ней главным героем был человек, за повседневной деятельностью которого следила постоянно растущая группа незнакомцев. В этом рекламном ролике, iPhone предложил человеку запретить приложениям отслеживать его действия, после чего преследующие волшебным образом исчезли. Зашифрованное в этой рекламе послание потребителям было кристально ясным — если вы выбираете iPhone, вы выбираете конфиденциальность. Однако, всего лишь несколько месяцев спустя, оказалось, что крупным компаниям, таким как Facebook и Snap, все же разрешено продолжать собирать и обмениваться информацией, при условии, что все данные будут анонимными и не привязаны к конкретным профилям пользователей.
Вроде бы все хорошо? Ведь если собранная информация не привязана к человеку, то понятие конфиденциальности здесь не нарушается?
Не совсем так.
Для начала следует внимательнее посмотреть на само понятие анонимного сбора данных о действиях пользователей. Если такая система будет работать идеально (а она не будет, в этом и суть), ни один пользователь никогда не увидит рекламу, как-либо отражающую его недавнюю покупку или просмотренные контент.
Наши страхи за частную жизнь почти всегда связаны с восприятием. Если пользователю покажется, что конфиденциальность была нарушена, он начинает злиться. И ему не особо важно, что привело к этому ощущению — явная отправка информации о его действиях, или анонимная.
Для примера — человек совершает какую-либо покупку в магазине интимных товаров. И спустя день начинает видеть в ленте рекламу схожей продукции. Здесь уже не получится объяснить, что данные были анонимные, и рекламная выдача поменялась в результате агрегации информации в обезличенных группах пользователей. Такой человек все равно почувствует себя обманутым и будет уверен, что функция «запретить приложениям меня отслеживать» не работает должным образом. А ведь оно действительно могло быть полностью анонимно — рекламодатель мог попросить показывать свою рекламу всем группам пользователей, посмотревших схожие по тематике продукты.
При правильной настройке показа рекламы, пользователи все равно будут чувствовать, что рекламодатели в курсе о каждом их шаге. И совершенно не важно, знают ли они при этом их имя. Именно в этом кроется главная проблема в сложившейся ситуации — при красивых маркетинговых слоганах, на деле, а именно для самих пользователей, особо ничего не поменялось. И те самые пользователи, которых завлекли красивые слова о приоритетах Apple в вопросе защиты данных, снова чувствуют, что их обманули.
Если посмотреть на ситуацию шире, то можно прийти к еще более печальным выводам. Все произошедшее свидетельствует о том, что индустрия фактически приняла обмен данными о действиях пользователей (да, анонимизированный и агрегированный по обезличенным группам) как новую норму. И теперь все будет делать также.
Многим казалось, что Apple никогда не пойдет на уступки в этих вопросах. Но на практике она стала едва ли не первопроходцем в новой реальности. И это делает ее рекламные заявления о своих отличиях от Google максимально нелепыми.